Первый сценарий. 8 ступенек, на которых я споткнулась.

Screen Shot 2017-03-28 at 4.32.00 AMМой первый пост на русском о том как не расшибить голову, когда пишешь свой первый сценарий. О том, что за чем делать пишут во всех книгах по сценарному мастерству. Делим работу на шаги и вперед! На шаги скалолаза, взбирающегося на гору. Надеюсь кому-то будет полезен мой опыт. Новичков (и не только) ловушки подстерегают на каждом шагу

ШАГ 1. Остерегайся классиков

Начнем с истории. Можно написать оригинальный сценарий, а можно обратиться к литературе. Что я и сделала. Я была уверенна в светлом будущем Кожи Роальда Даля. Старик, который продает татуировку на своей спине. Париж 10-х, 30-х и 50-х. Красота? А потом преподаватель вскользь упоминает, что для уличных сцен мне прийдется поменять вывески на французские… Потом я встретила Якова. Герой чеховской Скрипки Ротшильда делает гробы, играет на скрипке и страдает от убытков. Я влюбилась с первого взгляда. Ни аргументы педагогов, что это литература, трудно переводимая на киноязык, ни предостережения одногруппницы, что эта история меня раздавит не имели действия.

ШАГ 2. О чем фильм

Пока ты не можешь вложить в одно предложение о чем фильм, фильма нет. Легко сказать, попробуйте сделать…

ШАГ 3. Трудности перевода

Берясь за адаптацию, я понимала, что некоторые сцены прийдется додумать. То, что автор упомянул вскользь мне нужно показать. Первый вариант эпизодного плана был больше похож на краткое изложение рассказа. Одно дело написать, другое снять…Тут мне на помощь пришла однокурсница. Мы провели много часов, жуя булки и разбирая рассказ буквально по предложениям. После чего я поняла о чем рассказ на самом деле и несколько поправилась.

ШАГ 4. Место и время

У Чехова действие происходит в его времена. Пытаясь объяснить паталогическую жадность героя я решила поместить его в 1930-е. Человек, пережил войну, революцию, голод… Это многое объясняет. А вот служит ли это в помощь моему герою, не знаю. И еще одна ловушка! Поверхностное знание истории и быта эпохи не помогает оживить историю.

ШАГ 5. Кто герой?

Окей, я нашла место и время. И пустилась во все тяжкие, манипулируя героем. Я ловко подтасовывала события, как мне удобно, разбрасывала нужны мне реквизит в удобных для меня местах. Пока я действовала, герой грустно смотрел из угла и считал убытки.

В какой-то момент я поняла, что ничего не знаю о героя. Он у меня вдруг возник, из ниоткуда. Вылез из земли и зашел в рассказ. Что бы хоть как-то понять с кем имею дело, я нашла вопросник героя в интернете (длиною в три страницы) и честно заполнила каждый пункт.

ШАГ 6. Точность – сестра таланта

Не получится так сходу взять и набросать план фильма за вечер. У меня по крайней мере не вышло. Ни за вечер ни за два. Я “смотрела” свой фильм сцена за сценой. Возвращалась в начало, переписывала, проверяла, уточняла. Показывала сокурснице. Она помогала понять где история буксует. Переписывала опять. На окончании, когда все ружья должны выстрелить, я буксанула основательно. А потом, сбежала в Одессу и сидя в кафе на берегу моря часа за три сложила все пазлы.

Знакомые, которым я показала историю, в большинстве говорили, что интересно читать. Пока пишешь, ощущение интересности лично у меня исчезает.

ШАГ 7. Тошнота

Мастер читал мой эпизодник под мирное сопение всей группы. Мне открылись все моменты, где написано в лоб, вылезло незнание истории периода (хотя я честно уточняла) Но это можно переписать. От Чехова в моей истории осталось мало. Я это сделала сознательно. И это могло прокатить, не тронь я классика. Захотел переписать светило – получай. Тут я осталась при своем мнении. Выбили меня вопросы другого порядка. Можно поправить сцену, перенести действие в другое время. Можно сделать как советуют преподаватели. Но что хочу сказать я?  И тут я потерялась и запуталась. И тут началась тошнота.

ШАГ 8. И только тут начинается история

На разборе на драматургии я не могла ничего объяснить, словно писала не я. Потому что меня тошнило от Якова, от его гробов, от его жадности, от себя самой. Потому что за этим карабканьем я забыла что хотела сказать. Но я понимаю, что зашла слишком далеко, чтобы просто отказаться и забыть. А тут еще в сцене ничего не щелкает. 

Странным образом через пару дней что-то щелкнуло во мне. И тошнота прошла. И тут я поняла, что с этого момента история только начинается.

Screen Shot 2017-03-28 at 4.32.00 AM.png

Leave a Reply

